Федченков – разумеется, человек религиозный, со всеми вытекающими последствиями. Но этого мало. Он из крестьян, попал в высшее сословие. Как мы увидим, это наложило глубокий отпечаток на всё его мировоззрение. Он постоянно сам себе противоречит, ведь по долгу службы он обязан обслуживать высшие классы. Но слово «обслуживать» не совсем верно: Федченков считает эти классы своими.
Федченко часто подчеркивает: «Мы, белые.» Ему неуютно в нищих рабочих кварталах. Когда же высокопоставленные особы указывают Федченкову место, он по-холопски винит в этом самого себя.
Уровень его мышления – вполне средний. Будто следуя заветам Фомы Аквинского, он пытается пользовать физику в качестве служанки религии, поясняет сомневающемуся, хоть это и нелепо, единство бога в трех лицах путем сравнения с дневным светом, «составленным» из цветов радуги.
Хайам обвинял в человеческих грехах бога – ведь всё по воле божьей, следовательно, и грех тоже, люди тут нипричем. Федченков, ничтоже сумняшеся, по сути повторяет софизм Хайама:
Мы с тобою - добыча, а мир - западня.
Вечный ловчий нас травит, к могиле гоня,
Сам во всем виноват, что случается в мире,
А в грехах обвиняет тебя и меня.
Разумеется, своими словами. Путается в противоречии: есть ли грех, или его нет, коль скоро всё в мире происходит по воле божьей, хотя сами теологи легко его разрешают, указывая на механистическое понимание детерминизма, а иные – на свободу воли. Гораздо точнее бьёт энциклопедист Гольбах: «… Если бог сам не мог сделать человека безгрешным, по какому праву наказывает он людей за то, что они не безгрешны?» (Тонди А. Иезуиты. М., 1955, с. 63). Действительно, маразм, какое-то садистское извращение: сам создал с грехом, и за это же и наказывает…